Наш адрес:

Приход Церкви Преображения Господня

Адрес: Россия.Нижегородская область, Пильнинский р-н, с.Языково, ул.Коммунистическая 3


E-mail: yazikovo-church@yandex.ru

Проезд
- от Н.Новгорода: автобусом (Нижний Новгород - Пильна, Нижний Новгород - Курмыш) до ост. р.п.Пильна, или электропоездом(Нижний Новгород - Шумерля) затем автобусом (Пильна-Барятино) до ост. с.Языково.
- от Чебоксар автобусом(Чебоксары-Шумерля) до ост. гор.Шумерля,затем автобусом(Шумерля - Пильна) или (Шумерля-Наваты)до ост. с.Наваты

  Сведения о храме села Языково по воспоминаниям сельчан восходят к 1934 году, когда старостой был Лещев Дмитрий Никитович, человек мудрый и набожный, содержащий всю свою семью в строгости Закона Божия. Его жена Наталья была под стать ему. Их маленькая дочка Паша умерла в возрасте 9 лет. Дочь Сима была монахиней, насельницей ныне несуществующего Медянского монастыря, где занималась укладом икон. По рассказам ее матери Натальи порядки в обители были очень строгие, их создавала игуменья Дубровина. Сима заболела туберкулезом и умерла в молодом возрасте. Схоронена была в церковном саду. Семья Лещевых в годы становления советской власти не миновала холодного покрова "алой зари". Их раскулачили в 1929 году, отобрали весь скот, хлеб, запасы и даже дом увезли на конюховскую колхоза. Они остались без средств и крыши над головой. После закрытия и разорения церкви Дмитрий Никитович работал на р. Суре бакенщиком.



  До 1930 г. настоятелем Языковской церкви был Добросмыслов Иван, он был застрелен в своем доме через окно где-то в конце 30-х годов. Его сын Леонид погиб на фронте в Великую Отечественную войну, дочь Вера была на фронте, после работала в школе вожатой, позднее была председателем исполкома сельского Совета и секретарем парторганизации колхоза. Была атеистом. Схоронена на Языковском кладбище.

  Церкви назывались по своим святым

   Языковская церковь Преображения. Когда-то наше село было село Преображенское. Наш престольный праздник – Спас 19 августа. Раньше в этот день на сельской площади проходила большая ярмарка года. Торговцы со всей округи приезжали дня за 2-3. Для утехи ставили карусель, детям было веселье. Приезжал фотограф, все спешили сняться на карточку семьей.

 В церкви в этот день святили яблоки.

   Языково раньше до 1941 года утопало в садах. Суру с горы не было видно, по всему бугру были сады, было много сирени, вишни, сливы.

   Еще одним престольным праздником был в Языкове Дмитриев день – 8 ноября.       После уборки урожая люди давали себе отдых. Гуляли семьями, ходил

и из одной избы в другую. Весело проходили святки, любителей нарядиться было много. Дети гурьбой бегали за ряжеными. На Масленицу тоже было много веселья. Гора в Языкове большая, молодежь на санях съезжала до самой Суры, а потом всем миром, с весельем тащили их в гору. На Суре жгли костры из соломы в последние дни праздника.
   Судьба церквей наших печальна: в каменной в 1937 года до войны был склад. В деревянной в начале войны был открыт сушильный цех. Сушили лук и картошку. Потом ее сломали на дрова для коммунальных услуг. Долгое время на месте церквей был заросший пустырь.

 

Итак о Языковской церкви.

   Их было две – каменная летняя и деревянная зимняя. В них было замечательное убранство. Около были сад и погост для священнослужителей, знатных людей. Даже был семейный склеп какого-то помещика, мальчишки 30-х годов туда лазили, потом его завалили. При строительстве новой церкви было вырыто много костей, черепов бывших захоронений. Строители все собрали и захоронили в две могилки. Даже нашли мраморный памятник помещикам Бабоедовым мужу и жене 1850 года от их друзей. Он стоит рядом с теми могилками. Территория была огорожена красивой чугунной ажурной оградой на каменном фундаменте. Всю ее изломали, и только ворота жители Языкова перенесли на сельское кладбище. На каменной церкви были колокола, они использовались каждый в свое время: созывал к обедне праздничный колокол, если был пожар, то бил колокол набатный.
   Снимали колокола и крест в 1937 году. Командовал Филя Фокин. Связывали много вожжей и тянули, молодежь не понимала, что творят, и помогали тянуть.      В церкви была Пасхальная плащаница – это небольшой гробик, а в нем деревянное изваяние Христа. Плащеница была очень красиво устроена, ее в Пасху носили вокруг церкви. А у старосты был флакончик с какой-то желтой жидкостью, от нее очень хорошо пахло, ей окропляли и плащеницу.

   Алтарь был самым тайным, неведомым для других местом. Мыть и убирать там разрешали только девочкам 10-12 лет. А за работу им давали конфеты-леденцы.


   В Пасху каждый житель нес в церковь святить кулич (хлеб белый), творожную массу (Пасху) и яйца разноцветные. Определенная доля всего оставалась в церкви для священнослужителей и бедных и нищих. Среди молодежи была игра “катание яиц”, яйца катали и на Троицу.
   В Троицу ездили на лодке за Суру, чтоб набрать там цветов и наломать кустиков зелени. Их втыкали в наличники домов и несли на могилки родных. В этот день рядили куст лентами, цветами и пели около него песни, катали яйца.
   В Крещенье на р. Суре вырубали “Иордань”. Прямо во льду вырубали крест, святили утром воду серебряным крестом, и прямо из Суры люди брали святую воду. Люди черпали воду одним ковшом, каждому наливали в ведра и кувшины.
  А в вербное воскресенье в церковь закатывали огромный деревянный чан с краями с полметра высоты, наливали воды, привозили воза два настоящей вербы с красивой корой, ставили в чан, освящали и раздавали прихожанам, они хранили вербочки целый год на божнице рядом с иконами.

   На Рождество даже детям не давали есть до первой звезды. А утром дети ходили славить. Пели стишок: “Рождество твое, Христе Боже наш, Воссия мирови свет разума…”

 

 



  


 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz